Нормативная база для организации ученического самоуправления
Правовой основой развития ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении являются Закон РФ «Об образовании» и «Типовое положение об общеобразовательном учреждении». Самоуправление - важнейший принцип управления образовательным учреждением. В ст. 35 Закона подчеркивается: «Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения».Статья 50 «Права и социальная защита обучающихся, воспитанников» гарантирует школьникам право «на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений».
Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196, закрепляет нормы федерального закона в нескольких статьях:
Статья 50. Обучающиеся в общеобразовательном учреждении имеют право:... д) на участие в управлении общеобразовательным учреждением в форме, определяемой уставом учреждения.
Статья 68. Управление общеобразовательным учреждением осуществляется в соответствии с законодательством РФ и уставом общеобразовательного учреждения и строится на принципах единоначалия и самоуправления.
Статья 69. Формами самоуправления общеобразовательного учреждения являются совет общеобразовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы.
Цель программы по ученическому самоуправлению
Педагогической целью, стоящей перед ученическим самоуправлением является демократизация жизни коллектива, класса и на этой основе - формирование у учащихся готовности к участию в управлении общества, средствами различных областей знаний содействовать формированию социально зрелой личности, способной выявлять и разрешать противоречия саморазвития и развития общества.Основные направления деятельности ученического самоуправления
- Демократизация в жизни школы
- Организация свободного времени учащихся (досуг, экскурсии, турпоходы и т.д.)
- Участие в сборе материала по истории школы и создание школьного музея.
Требования к организации работы по развитию ученического самоуправления в классе
- Информационный
- Операционный
- Управленческая практика
Признаки ученического самоуправления
- Самостоятельность членов ученических коллективов в принятии и реализации решений, для достижения общественно-значимых целей.
- Возможность развития самостоятельности.
- Организация творческой деятельности в системе ДО (секции, кружки)
Цели ученического самоуправления
- Воспитание гражданина с демократической культурой воспитания, умеющего действовать в интересах общества и Отечества;
- Привлечение учащихся к управлению школьной жизнью в соответствии с принципом демократизации школы;
- Научить учащихся самим планировать и организовывать свою ученическую жизнь в школе и в частности внеклассную деятельность. Уважая законность и права всех участников учебного процесса. Дать возможности реализовать творческие идеи в общественной жизни школы и развивать управленческие навыки в реализации интересных дел.
Задачи ученического самоуправления
- Формирование потребности и готовности совершенствовать свою личность, создание условий для развития способностей и интересов, духовного мира, развития самостоятельности, мышления и самосознания;
- Воспитание положительного отношения к общечелове6ческим ценностям и нормам коллективной жизни, законам государства, развитие гражданской и социальной ответственности за самого себя, окружающих людей, отечества;
- Воспитания желания преодолевать трудности, бороться за своих друзей и окружающих людей и помогать им найти себя;
- Предоставить всем учащимся реальную возможность вместе с педагогами, родителями в прогнозировании организации, исполнении и анализе учебно - воспитательного процесса;
- Создание в школе воспитательной среды, обеспечивающей условия для самостоятельности, инициативы учащихся.
Принципы самоуправления
- Открытость и доступность;
- добровольность и творчество;
- равенство и сотрудничество;
- непрерывность и перспективность.
Структура органов школьного самоуправления
Органы самоуправления созданы для организации и управления разными видами деятельности и организации в школе.Структура органов самоуправления учитывает периодическую отчетность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе основывается на взаимодействии разных органов.
Органы самоуправления, исходя из потребностей и интересов всего коллектива, определяют цели и задачи деятельности, перспективы работы детского коллектива.
Права и обязанности членов ученического самоуправления
Права:- Проявление собственной активности в организации работы;
- Выражение мнений и сомнений;
- Избирать и быть избранным в органы самоуправления, оценивать их работу;
- Излагать выборным органам свои проблемы и получать от них помощь;
- Участие в планировании деятельности организации и в выполнении принятого плана;
- Уважение своего человеческого достоинства.
- Добросовестно учиться, готовить себя к активной трудовой деятельности;
- Соблюдать законы организации;
- Действовать на благо школы, заботиться о чести и поддержании ее традиций, авторитета;
- Достойно, культурно вести себя, заботиться о красоте родной речи;
- Проявлять уважение к старшим;
- Уважать взгляды и убеждение других людей;
- Уважать свободу и достоинство другого человека;
- Заботиться о здоровье и безопасности собственной жизни, жизни и здоровье своих сверстников, близких;
- Соблюдать правила личной гигиены, быть всегда чистым и опрятным.
Комментариев нет:
Отправить комментарий