пятница, 14 октября 2011 г.

Организации ученического самоуправления

Нормативная база для организации ученического самоуправления

           Правовой основой развития ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении являются Закон РФ «Об образовании» и «Типовое положение об общеобразовательном учреждении». Самоуправление - важнейший принцип управления образовательным учреждением. В ст. 35 Закона подчеркивается: «Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения».
Статья 50 «Права и социальная защита обучающихся, воспитанников» гарантирует школьникам право «на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений».
Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196, закрепляет нормы федерального закона в нескольких статьях:
Статья 50. Обучающиеся в общеобразовательном учреждении имеют право:... д) на участие в управлении общеобразовательным учреждением в форме, определяемой уставом учреждения.

Статья 68. Управление общеобразовательным учреждением осуществляется в соответствии с законодательством РФ и уставом общеобразовательного учреждения и строится на принципах единоначалия и самоуправления.
Статья 69. Формами самоуправления общеобразовательного учреждения являются совет общеобразовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы.

Цель программы по ученическому самоуправлению

    Педагогической целью, стоящей перед ученическим самоуправлением является демократизация жизни коллектива, класса и на этой основе - формирование у учащихся готовности к участию в управлении общества, средствами различных областей знаний содействовать формированию социально зрелой личности, способной выявлять и разрешать противоречия саморазвития и развития общества.

Основные направления деятельности ученического самоуправления

  • Демократизация в жизни школы
  • Организация свободного времени учащихся (досуг, экскурсии, турпоходы и т.д.)
  • Участие в сборе материала по истории школы и создание школьного музея.

Требования к организации работы по развитию ученического самоуправления в классе

  • Информационный
  • Операционный
  • Управленческая практика

Признаки ученического самоуправления

  1. Самостоятельность членов ученических коллективов в принятии и реализации решений, для достижения общественно-значимых целей.
  2. Возможность развития самостоятельности.
  3. Организация творческой деятельности в системе ДО (секции, кружки)

Цели ученического самоуправления

  • Воспитание гражданина с демократической культурой воспитания, умеющего действовать в интересах общества и Отечества;
  • Привлечение учащихся к управлению школьной жизнью в соответствии с принципом демократизации школы;
  • Научить учащихся самим планировать и организовывать свою ученическую жизнь в школе и в частности внеклассную деятельность. Уважая законность и права всех участников учебного процесса. Дать возможности реализовать творческие идеи в общественной жизни школы и развивать управленческие навыки в реализации интересных дел.

Задачи ученического самоуправления

  • Формирование потребности и готовности совершенствовать свою личность, создание условий для развития способностей и интересов, духовного мира, развития самостоятельности, мышления и самосознания;
  • Воспитание положительного отношения к общечелове6ческим ценностям и нормам коллективной жизни, законам государства, развитие гражданской и социальной ответственности за самого себя, окружающих людей, отечества;
  • Воспитания желания преодолевать трудности, бороться за своих друзей и окружающих людей и помогать им найти себя;
  • Предоставить всем учащимся реальную возможность вместе с педагогами, родителями в прогнозировании организации, исполнении и анализе учебно - воспитательного процесса;
  • Создание в школе воспитательной среды, обеспечивающей условия для самостоятельности, инициативы учащихся.

Принципы самоуправления

  • Открытость и доступность;
  • добровольность и творчество;
  • равенство и сотрудничество;
  • непрерывность и перспективность.

Структура органов школьного самоуправления

Органы самоуправления созданы для организации и управления разными видами деятельности и организации в школе.
Структура органов самоуправления учитывает периодическую отчетность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе основывается на взаимодействии разных органов.

Органы самоуправления, исходя из потребностей и интересов всего коллектива, определяют цели и задачи деятельности, перспективы работы детского коллектива.

Права и обязанности членов ученического самоуправления

Права:
  • Проявление собственной активности в организации работы;
  • Выражение мнений и сомнений;
  • Избирать и быть избранным в органы самоуправления, оценивать их работу;
  • Излагать выборным органам свои проблемы и получать от них помощь;
  • Участие в планировании деятельности организации и в выполнении принятого плана;
  • Уважение своего человеческого достоинства.
Обязанности:
  • Добросовестно учиться, готовить себя к активной трудовой деятельности;
  • Соблюдать законы организации;
  • Действовать на благо школы, заботиться о чести и поддержании ее традиций, авторитета;
  • Достойно, культурно вести себя, заботиться о красоте родной речи;
  • Проявлять уважение к старшим;
  • Уважать взгляды и убеждение других людей;
  • Уважать свободу и достоинство другого человека;
  • Заботиться о здоровье и безопасности собственной жизни, жизни и здоровье своих сверстников, близких;
  • Соблюдать правила личной гигиены, быть всегда чистым и опрятным.
Основное предназначение ученического самоуправления - удовлетворять индивидуальные потребности учащихся, направленные, прежде всего, на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении насущных проблем.

Комментариев нет:

Отправить комментарий