пятница, 14 октября 2011 г.

Работа с родителями

«Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей»


Л. Н. Толстой

Одним из показателей эффективности воспитательной системы является создание единого воспитательного пространства в связи «семья-школа».

   Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся могут быть как традиционные, так и не традиционные.


     К традиционным относятся:


  • родительские собрания;
  • общешкольные и общеклассные конференции;
  • индивидуальные консультации педагога;
  • посещения на дому;


   К нетрадиционным относятся:


  • тематические консультации;
  • родительские чтения;
  • родительские вечера;


Советы классному руководителю по проведению собрания


 Как нужно:


  1. Перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение;
  2. Отведите на проведение родительского собрания не более 1,5 часов;
  3. Самый приятный звук для человека – его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей;
  4. Перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить;
  5. Не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее;
  6. Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей;
  7. Поблагодарите всех, кто нашел время прийти (особенно отцов);
  8. Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться;
  9. В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей;
  10. Доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек»;
  11. Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку;


Не стоит:


  1. Осуждать присутствующих родителей за неявку отсутствующих;
  2. Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов;
  3. Давать негативную оценку всему классу;
  4. Переоценивать значение отдельных предметов;
  5. Избирать для общения назидательный тон;

Не для кого не секрет, что родительские собрания в школе сводятся часто к обсуждению успеваемости и поведения учащихся. Поэтому многие мамы и папы целенаправленно пропускают такие мероприятия, считая, что ничего нового для себя там не услышат.


   А ведь родительское собрание – это мероприятие, где встречаются две стороны, участвующие в образовательном процессе, - педагоги и родители - для того, чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны - детей.


   Родительское собрание – это основная форма совместной работы родителей, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности классного сообщества и воспитания учащихся в школе и дома. Главным его предназначением являются согласование, координация и объединение усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка. Родительские собрания проводятся и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, активизировать их роль в жизни класса, повысить ответственность за воспитание своих детей.


Подготовка родительского собрания


  1. Правильно выбрать тему собрания и определить цели его проведения.


   Избираемая для обсуждения тема не должна быть случайной. Ее выбор обусловливается целевыми ориентирами жизнедеятельности классного коллектива, закономерностями развития личности школьника, особенностями протекания процессов обучения и воспитания, логикой формирования педагогической культуры родителей, стратегией построения и совершенствования взаимоотношений школы и семьи.


   Повестку дня очередного собрания в большинстве случаев следует определять учителю совместно с членами родительского комитета, при этом необходимо учитывать мнение и других родителей. Иначе откровенного заинтересованного разговора родителей на собрании может не получиться.


   При выборе темы учитель должен отчетливо осознавать, почему именно эту проблему в данный момент следует обсудить с родителями. В качестве целевых ориентиров организаторами собраний могут быть выбраны:


  1. повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе;
  2. содействие сплочению родительского коллектива, вовлечение пап и мам в жизнедеятельность классного сообщества;
  3. выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка;
  4. пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к ребенку со стороны родителей;
  5. подведение итогов совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей за полугодие или учебный год.


Разработка сценария проведения собрания


   Не претендуя на оригинальность, следует заметить, что сценарий родительского собрания - предмет творчества педагога. Тем не менее, имеет смысл, чтобы оно включало в себя пять обязательных компонентов:


• Анализ учебных достижений учащихся класса.


   В этой части родительского собрания классный руководитель знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности класса. В самом начале ему стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы об успеваемости именно их ребенка они получат только в ходе персональной встречи. Знакомя участников родительского собрания с мнением педагогов-предметников, следует помнить о повышенной тревожности родителей и, передавая те или иные суждения, разумно отказаться от субъективных интерпретаций.


• Ознакомление родителей с состоянием эмоционального климата в классе.


   Классный руководитель делится наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях (на уроках, на переменах, в столовой, на экскурсиях и т.д.). Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид учащихся, и другие актуальные вопросы, связанные с поведением детей. Родители, так же как и педагоги, должны понимать миссию школы как института социализации, в котором ребенок получает ценнейший опыт взаимодействия с другими людьми. Эта миссия не менее важна, чем обучение сумме научных знаний. Излишне напоминать о необходимости быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ученика, а тем более родителя. Не стоит превращать эту часть собрания в перечисление «грехов школьников» из кондуита классного руководителя.


• Психолого-педагогическое просвещение.


   Этот компонент родительского собрания не обязательно выделять в отдельный пункт повестки дня собрания; он может быть естественным образом включен в структуру других его составляющих. Важно помнить, что задача повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей - одна из важнейших задач классного руководителя. Было бы неплохо, если бы классный руководитель предложил родителям и информацию о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах, которые они могут посетить вместе с ребенком. Для освещения отдельных вопросов имеет смысл приглашать на собрание педагога-психолога, социального педагога, других специалистов.


• Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебных пособий и т.д.)


   Оно состоит их двух составляющих: отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах. Следует заметить, что финансовые проблемы лучше всего заранее обсудить с родительским комитетом и лишь после этого выносить на родительское собрание.


• Личные беседы с родителями.


   На этом этапе особым объектом внимания должны стать родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и классный руководитель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения, которая начинается словами: «Я вас понимаю!», «Я с вами согласен!». Однако это не значит, что родители других детей должны быть обделены вниманием. Желательно, чтобы классный руководитель знал, что сказать каждому из них.


2. Изучить научно-методическую литературу.


   Глубокое и детальное рассмотрение вопросов, включенных в повестку родительского собрания, невозможно без опоры на теоретические знания и накопленный опыт работы по решению похожей проблемы в других сообществах родителей и педагогов. Их изучение помогает выделить ключевые аспекты рассматриваемой проблемы и предварительно наметить пути и способы ее решения. Классный руководитель, как правило, первым знакомится с публикациями и лишь затем предлагает изучить некоторые из них родителям.    Нередко они становятся основой выставки литературы для участников родительского собрания.


3. Определить вид, форму и этапы проведения родительского собрания.


   В зависимости от поставленной цели следует выбрать вид собрания (тематическое, организационное, итоговое, диспут, практикум, по плану родительского всеобуча) и форму его проведения. В практике творчески работающих педагогов и родительских комитетов используются такие формы, как педагогическая мастерская, организационно-деятельностная игра, конференция, диспут, практикум, конкурс, праздник, продуктивная педагогическая игра и т. д. В соответствии с избранной формой определяются этапы, способы и приемы работы участников родительского собрания. Необходимо разнообразить формы и способы организации мыслительной и практической деятельности родителей на собрании.


4. Провести микроисследования.


   Проведение микроисследования необходимо для получения дополнительной информации о характере и причинах возникновения той или иной проблемы, возможных путях и способах ее решения. Чаще всего используются экспресс-методики, которые не требуют больших затрат времени и усилий для подготовки и проведения исследования, обработки и анализа его результатов. Это беседы с родителями и учащимися, заполнение ими простейших тестов и анкет с небольшим количеством вопросов и заданий. В некоторых случаях помощь классному руководителю в проведении микроисследования оказывают школьный психолог и социальный педагог.


5. Своевременно и правильно пригласить родителей и других участников собрания.


   Родителей целесообразно пригласить на собрание дважды: первый раз – за 2–3 недели до его проведения, чтобы они смогли заблаговременно спланировать свое участие в собрании, и второй раз – за 3–4 дня до него с целью подтверждения информации о дате и времени его проведения. Чаще всего соответствующие записи ученики делают в своих дневниках, несколько реже используют изготовленные школьниками открытки-приглашения.


6. Подготовить решения собрания, рекомендации, памятки родителям.


   Решение – это обязательный элемент родительского собрания. Однако о его принятии педагоги и члены родительского комитета порою забывают. Очень важно, чтобы каждое собрание имело последействие, направленное на совершенствование совместной воспитательной работы семьи и школы. В противном случае трудно получить желаемый эффект даже от собрания, прошедшего с высокой явкой и заинтересованным участием родителей. Поэтому классный руководитель должен за 2–3 дня до собрания составить проект решения. Решение может быть представлено не только в "классической" форме – в виде перечня планируемых действий и участников, ответственных за их осуществление, но и в форме рекомендаций или памяток для родителей. При их разработке целесообразно воспользоваться помощью социального педагога, психолога, логопеда и других работников школы.


7. Подготовить оборудование и оформить место проведения родительского собрания.


   Собрание следует проводить в чистом, уютном и красиво оформленном кабинете. Об этом необходимо специально позаботиться учителю и учащимся. В классной комнате можно представить выставки творческих работ учащихся (поделок, рисунков, фотографий, сочинений и т. п.) и научно-методической литературы по обсуждаемой проблеме, на доске – цветными мелками написать тему и эпиграф родительского собрания, развесить таблицы и диаграммы с результатами проведенного в классе микроисследования, а также плакаты с памятками для родителей. В соответствии с избранной организационной формой собрания следует расставить столы и стулья.


Использование игровых ситуаций



   Некоторые педагоги предлагают при проведении родительского собрания использовать игры и игровые ситуации, которые помогут избежать монотонности собрания, являются прекрасной социоигровой разминкой для любой категории слушателей (детей и взрослых), служат средством переключения внимания и могут быть использованы как мостик для перехода к другому виду деятельности.


   На первом родительском собрании учитель знакомится с родителями и знакомит их друг с другом. И в этом случае можно использовать игру, например одну из приведенных ниже.


Бинго. Разговаривая друг с другом, родители находят среди участников собрания людей, в чем-то на себя похожих, например: родился в феврале; любит тихие вечера; имеет большую коллекцию марок; нравится зима; любит море и т. д. Участникам нужно найти как можно больше людей, которые имеют схожие с ними качества.


Любимые животные. Каждый участник рисует или называет свое любимое животное и рассказывает, чем оно его привлекает и как связано с его характером. Можно ситуацию сопровождать действиями и движениями, характерными для данного животного.


Представление самого себя и своего соседа. Участники разбиваются на пары. Сначала родители рассказывают о себе в парах, затем нужно создать небольшие группы и представить друг друга. Тот, о ком говорят, при необходимости дополняет сказанное. Затем родители представляют членов своей группы всем остальным.


Предмет моего детства. На столе раскладывают различные предметы. Это могут быть мячик, кукла, записка и др. Каждый выбирает для себя тот предмет, который связан с его детством, и рассказывает соответствующий эпизод из своей жизни.


Фильм, который я снял бы. Участникам предлагается обсудить, какой эпизод из своей жизни они хотели бы экранизировать и какой жанр фильма считают приемлемым для этого (научно-популярный, документальный, художественный). Каких режиссеров и актеров они пригласили бы и почему?


Знакомство-представление. Каждый должен познакомиться со своим соседом и представить его всем. При этом необходимо обратить внимание на положительные личностные характеристики, которые могли бы заинтересовать всех присутствующих.


Представление соседа. Каждый родитель выбирает себе пару среди присутствующих. Далее идет общение по принципу журналистского интервью. Представление соседа происходит с учетом регламента (1–2 мин), юмористический компонент в общении поощряется. В завершение представления определяется пара-победитель.


Хобби. Каждый участник изображает на бумаге символ своего увлечения. Разговаривать при этом запрещается. Участники должны, используя только рисунок, найти партнера, имеющего сходные интересы. Далее идет презентация друг друга с определением точности совпадения.


Завяжем узелки. Участникам раздают нити длиной 30–40 см. Родители связывают свои нити, если у них есть что-то общее. Это может быть профессиональный аспект, семейный, внешний признак, любимый цвет, количество детей и т. д. В результате образуется одна общая нить. Далее каждый рассказывает о том, что их объединило в общую систему.


   Игры помогут родителям более непринужденно выполнить сложное задание. Предлагаем варианты таких игр-заданий.


Автопортрет. Учитель предлагает родителям создать свой автопортрет и представить его всем присутствующим. Портрет можно нарисовать. Родители могут выбрать несколько предметов, которые представляют их как личность, как специалистов, и с их помощью представить себя окружающим.


Фантастическая автобиография. Участникам предлагается придумать себе необычайную автобиографию (можно "жить" в другой стране, другом измерении, на другой планете и т. д.)


Кресло автора. Учитель предлагает родителям рассказать о самом ярком впечатлении их детства. Какие чувства связаны с этим впечатлением? Что сегодня напоминает им об этом? Какое было у них самое любимое занятие? Кто их этим заинтересовал? Сохранились ли у них любимые игрушки? Что они напоминают и где хранятся? и т. д.


Кто он? Учитель предлагает описать внешность, особые приметы какого-либо человека, не называя его имени. Работа ведется в группах или в парах. Каждая группа выбирает участника, описывает его, а все остальные угадывают, кто это. Победит та группа, которая больше всех угадает представленных участников.


Стул для вопросов. Один из участников родительского собрания садится на стул в центре комнаты. Остальные участники задают ему вопросы, связанные с обсуждаемой проблемой. Тематика вопросов может быть шуточной. Об этом следует заранее договориться. Сидящий на стуле должен быстро и правильно отвечать на вопросы. В качестве арбитра и ведущего выступает учитель. Участнику необходимо как можно дольше продержаться на стуле. В случае задержки или неправильного ответа его место занимает тот, чей вопрос был последним.


Самореклама. Каждый из участников должен каким-либо образом заявить о себе. Это может быть "объявление в газете" (несколько строчек) или "реклама на радио, телевидении". В "рекламе" или "объявлении" необходимо указать главную цель сообщения.


Три зеркала. Участникам предлагается нарисовать себя в первом зеркале маленьким и испуганным, во втором – большим и веселым, в третьем – счастливым. В какое зеркало хочется чаще смотреться? В каком зеркале человек более симпатичен? На кого он более всего похож?


Три предмета. Каждый из участников должен положить на стол три предмета, которые есть у него под рукой или в сумке. Его сосед, глядя на эти предметы, должен определить склонности и интересы их владельца.


   Описанные условия повышения эффективности родительского собрания и варианты их реализации помогут не только новичку, но и опытному классному руководителю, который подготовил и провел уже не одно собрание. Рассмотренные методы и приемы работы, несмотря на наличие алгоритма подготовки собрания, позволят педагогу не повторяться, творчески и по-новому подходить к организации каждого такого мероприятия.



Источник: Журнал «Справочник классного руководителя» № 11, 2009 года


Способы и приемы работы с родителями



   Не менее важным для педагога является выбор методов работы. Существует ряд известных приемов.


Определение понятий. Берется всем известное понятие, которому следует дать «научное» определение. Например, слово «гора». Гора – это возвышенность на поверхности земли, имеющая разнообразную форму. В определении необходимо указать существенные и несущественные признаки. Они должны раскрывать сущность предмета и отличать данное понятие от других. Это своего рода разминка, а далее переходят к понятиям, которые связаны с темой родительского собрания. Определяя понятия, родители будут лучше осознавать проблему и, возможно, выделят для себя какие-то направления в работе с детьми.


Высказать мысль другими словами. Берется фраза, которая может быть связана с темой обсуждения. Предлагается высказать эту же мысль, но другими словами. Ни одного слова из первого предложения использовать нельзя. Например:


– Я всегда настроен благожелательно.


– Меня нельзя упрекнуть в негативном отношении.


Предложите родителям потренироваться делать замечания детям или высказывать слова одобрения не так, как они обычно делают, а используя другие слова и выражения.


Сделать наоборот. Участникам предлагается изменить какое-то качество или свойство объекта на противоположное. Можно и сам факт переиначить и пофантазировать, что получится. А затем следует перейти к формам воспитания и взаимодействия с детьми, попробовав все сделать наоборот: например, вместо того, чтобы наказывать – поощрить; вместо того, чтобы шлепнуть, – приласкать и т. д.


Объединить объекты в систему. Вырезать из газет различные заголовки, раздать каждой группе участников по 3–4 заголовка. Предлагается составить короткий рассказ, используя имеющиеся заголовки, и связать его с обсуждаемой на родительском собрании проблемой.


Клубок вопросов. В начале родительского собрания учитель выявляет круг вопросов, которые волнуют его участников. Вопросов должно быть больше, чем участников. Каждый из родителей записывает свои вопросы на узких полосках бумаги, которые сматывают в один общий клубок. Учитель предлагает одному из родителей, разматывая клубок, ответить на вопрос. Если человек медлит с ответом, то на помощь ему приходят другие. Один участник может отвечать только на один вопрос, а затем должен передать клубок дальше. И так до тех пор, пока не будут рассмотрены все вопросы.


Карусель проблем. Все участники родительского собрания делятся на группы. Общая проблема разбивается на более мелкие. Суть маленькой проблемы пишется в верхней части большого листа. Получив по одному такому листу, в течение 3–5 мин каждая группа обсуждает проблему и записывает свой подход к ее решению. Затем идет обмен листами таким образом, чтобы каждая группа поработала с каждой выделенной проблемой. Как только группа получает свои листы назад, работа по обсуждению прекращается, ее участники обобщают полученные ответы и представляют их всем. Обсуждение выделенных проблем дает представление о том, как решать общую проблему. Ее целесообразно формулировать в русле общей темы родительского собрания. Например, тема родительского собрания «Как помочь ребенку учиться самостоятельно» может быть представлена такими вопросами:


Как научить ребенка быть внимательным?


В каких случаях целесообразнее выполнять задание вместе?


Как проконтролировать учебу ребенка? и др.

Комментариев нет:

Отправить комментарий