Цели:
- способствовать развитию у школьников чувства ответственности;
- содействовать формированию у детей умений анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий;
- убедить учеников в том, что человек, умеющий отвечать за свои поступки, достоин уважения.
Подготовительная работа
1. Подбор научно-методической, публицистической и художественной литературы по теме классного часа.
II. Определение классным руководителем совместно с учащимися перечня вопросов для обсуждения в ходе подготовки и проведения классного часа.
В него могут быть включены следующие вопросы:
1. Что такое ответственность? Когда возникает это чувство?
2. Какие поступки можно считать непоправимыми, а последствия, каких действий можно исправить?
3. Почему ответить на вопрос легче, чем за поступок?
4. Какие черты характера приводят к неправильным поступкам?
5. Можно ли уважать человека, сделавшего в жизни ошибку?
Перечень этих вопросов заранее помещается в классном уголке.
III. Формирование пяти групп учащихся для совместного обсуждения и поиска ответов на перечисленные вопросы. Каждая группа получает задание: подготовить ответ на один из пяти вопросов и постараться творчески его проиллюстрировать (нарисовать, инсценировать, описать). IV. Изготовление карточек с заданиями, которые будут выполняться группами учащихся на классном часе.
Оформление, оборудование и инвентарь: написанные на доске тема классного часа и вопросы для коллективного обсуждения; оборудованные места для работы пяти микрогрупп учащихся; карточки с заданиями для каждой микрогруппы.
Ход проведения
I. Классный руководитель предлагает учащимся вместе поразмышлять об ответственности человека и постараться найти ответы на пять вопросов, которые были предложены для обсуждения группам в ходе подготовки классного часа.
II. Учащиеся первой группы отвечают на первый вопрос. Они дают определение ответственности, характеризуют ситуации, в которых это чувство проявляется, зачитывают фрагмент рассказа А. П. Гайдара «Честное слово» в качестве примера проявления чувства ответственности. По просьбе учителя ученики приводят другие примеры о проявлениях данного чувства. Классный руководитель, подводя итог размышлений детей над первым вопросом, обращает внимание на то, что жизнь человека состоит из больших и малых событий. Одни оказывают решающее влияние на человека и его судьбу, другие проходят почти бесследно. Он спрашивает, какие поступки, по мнению учащихся, следует отнести к непоправимым, а последствия каких действий можно исправить.
III. Представители второй группы высказывают свое мнение, а педагог записывает на доске в две колонки (непоправимые и поправимые житейские поступки) называемые учащимися поступки. К непоправимым поступкам ученики относят такие, как убийство, казнь, предательство, неверное лечение и др. Поправимыми они называют множество житейских поступков, к которым относят опоздание, шалость, порчу вещи, потерю чего-то и др. Классный руководитель обращает внимание на то, что большинство житейских ошибочных действий и их последствия нельзя назвать роковыми, так как многое можно исправить. Педагог замечает, что практически любое ошибочное действие можно объяснить и оправдать, но вспоминать и говорить о нем неприятно. Почему же на вопрос можно ответить легко, а за проступок — трудно? Какие чувства мешают человеку взять на себя ответственность? Чего он боится?
IV. Члены третьей группы говорят о чувстве стыда, страхе перед наказанием, боязни унижения, опасении, что люди не смогут понять провинившегося. Они иллюстрируют свой ответ с помощью плаката, составленного по рассказу Н.Н.Носова «О походе в зоопарк», а также вспоминают, что все страдания и приключения Оли и Яло в «Королевстве кривых зеркал» произошли из-за разбитой банки варенья. Завершая обсуждение третьего вопроса, классный руководитель делает акцент на то, что эти неприятные последствия можно было предвидеть, и просит четвертую группу перечислить те черты характера, которые, по их мнению, приводят к непоправимым поступкам.
V. Учащиеся называют излишнюю доверчивость, подтверждая свое суждение чтением по ролям басни И.А.Крылова «Ворона и лисица»; легкомыслие, называя для примера сказку о Царевне-Лягушке. Затем каждая группа учащихся получает от учителя карточку с заданием, выполнение которого предполагает коллективное обсуждение и поиск ответа на один из пяти предлагаемых вопросов:
1. Какая черта характера премудрого пескаря, героя сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина, заставила его всю свою жизнь прятаться в норе и жить скучной однообразной жизнью? (Ответ: трусость.)
2. Из-за чего братец Иванушка стал козленочком? (Ответ: из-за непослушания.)
3. Что заставило царя в сказке «Конек-горбунок» прыгнуть в кипящий котел? (Ответ: зависть красоте и молодости Ивана.)
4. Какая черта характера девочки привела к трагическим событиям в сказке «Красная Шапочка»? (Ответ: болтливость.)
5. Что погубило раджу, героя мультфильма «Золотая антилопа»? (Ответ: жадность, жажда наживы.)
VI. На этом этапе классного часа происходит обсуждение пословицы:
«Не ошибается тот, кто ничего не делает».
Учитель предлагает учащимся ответить на три вопроса:
1. Как вы понимаете эту пословицу?
2. Возможно ли избежать ошибок в жизни?
3. Что хуже: безделье или ошибка?
Далее представители пятой группы высказывают свое мнение о том, что совершившего ошибку человека можно не только осуждать, но в некоторых случаях — даже уважать. Например, Буратино, который по глупости поверил коту Базилио и зарыл денежки на Поле Чудес. Его подтолкнула к неверным действиям не жадность, а желание купить папе Карло новую куртку. Свою версию ответа на пятый вопрос учащиеся представляют в форме интервью с Буратино.
В заключение классный руководитель задает учащимся вопрос: «Достоин ли уважения тот человек, который совершает ошибочные действия, но признает свои ошибки?» Школьники приходят к выводу, что для признания ошибки требуется мужество, что такой шаг могут сделать люди с сильным характером, а поэтому они достойны уважения.
- способствовать развитию у школьников чувства ответственности;
- содействовать формированию у детей умений анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий;
- убедить учеников в том, что человек, умеющий отвечать за свои поступки, достоин уважения.
Подготовительная работа
1. Подбор научно-методической, публицистической и художественной литературы по теме классного часа.
II. Определение классным руководителем совместно с учащимися перечня вопросов для обсуждения в ходе подготовки и проведения классного часа.
В него могут быть включены следующие вопросы:
1. Что такое ответственность? Когда возникает это чувство?
2. Какие поступки можно считать непоправимыми, а последствия, каких действий можно исправить?
3. Почему ответить на вопрос легче, чем за поступок?
4. Какие черты характера приводят к неправильным поступкам?
5. Можно ли уважать человека, сделавшего в жизни ошибку?
Перечень этих вопросов заранее помещается в классном уголке.
III. Формирование пяти групп учащихся для совместного обсуждения и поиска ответов на перечисленные вопросы. Каждая группа получает задание: подготовить ответ на один из пяти вопросов и постараться творчески его проиллюстрировать (нарисовать, инсценировать, описать). IV. Изготовление карточек с заданиями, которые будут выполняться группами учащихся на классном часе.
Оформление, оборудование и инвентарь: написанные на доске тема классного часа и вопросы для коллективного обсуждения; оборудованные места для работы пяти микрогрупп учащихся; карточки с заданиями для каждой микрогруппы.
Ход проведения
I. Классный руководитель предлагает учащимся вместе поразмышлять об ответственности человека и постараться найти ответы на пять вопросов, которые были предложены для обсуждения группам в ходе подготовки классного часа.
II. Учащиеся первой группы отвечают на первый вопрос. Они дают определение ответственности, характеризуют ситуации, в которых это чувство проявляется, зачитывают фрагмент рассказа А. П. Гайдара «Честное слово» в качестве примера проявления чувства ответственности. По просьбе учителя ученики приводят другие примеры о проявлениях данного чувства. Классный руководитель, подводя итог размышлений детей над первым вопросом, обращает внимание на то, что жизнь человека состоит из больших и малых событий. Одни оказывают решающее влияние на человека и его судьбу, другие проходят почти бесследно. Он спрашивает, какие поступки, по мнению учащихся, следует отнести к непоправимым, а последствия каких действий можно исправить.
III. Представители второй группы высказывают свое мнение, а педагог записывает на доске в две колонки (непоправимые и поправимые житейские поступки) называемые учащимися поступки. К непоправимым поступкам ученики относят такие, как убийство, казнь, предательство, неверное лечение и др. Поправимыми они называют множество житейских поступков, к которым относят опоздание, шалость, порчу вещи, потерю чего-то и др. Классный руководитель обращает внимание на то, что большинство житейских ошибочных действий и их последствия нельзя назвать роковыми, так как многое можно исправить. Педагог замечает, что практически любое ошибочное действие можно объяснить и оправдать, но вспоминать и говорить о нем неприятно. Почему же на вопрос можно ответить легко, а за проступок — трудно? Какие чувства мешают человеку взять на себя ответственность? Чего он боится?
IV. Члены третьей группы говорят о чувстве стыда, страхе перед наказанием, боязни унижения, опасении, что люди не смогут понять провинившегося. Они иллюстрируют свой ответ с помощью плаката, составленного по рассказу Н.Н.Носова «О походе в зоопарк», а также вспоминают, что все страдания и приключения Оли и Яло в «Королевстве кривых зеркал» произошли из-за разбитой банки варенья. Завершая обсуждение третьего вопроса, классный руководитель делает акцент на то, что эти неприятные последствия можно было предвидеть, и просит четвертую группу перечислить те черты характера, которые, по их мнению, приводят к непоправимым поступкам.
V. Учащиеся называют излишнюю доверчивость, подтверждая свое суждение чтением по ролям басни И.А.Крылова «Ворона и лисица»; легкомыслие, называя для примера сказку о Царевне-Лягушке. Затем каждая группа учащихся получает от учителя карточку с заданием, выполнение которого предполагает коллективное обсуждение и поиск ответа на один из пяти предлагаемых вопросов:
1. Какая черта характера премудрого пескаря, героя сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина, заставила его всю свою жизнь прятаться в норе и жить скучной однообразной жизнью? (Ответ: трусость.)
2. Из-за чего братец Иванушка стал козленочком? (Ответ: из-за непослушания.)
3. Что заставило царя в сказке «Конек-горбунок» прыгнуть в кипящий котел? (Ответ: зависть красоте и молодости Ивана.)
4. Какая черта характера девочки привела к трагическим событиям в сказке «Красная Шапочка»? (Ответ: болтливость.)
5. Что погубило раджу, героя мультфильма «Золотая антилопа»? (Ответ: жадность, жажда наживы.)
VI. На этом этапе классного часа происходит обсуждение пословицы:
«Не ошибается тот, кто ничего не делает».
Учитель предлагает учащимся ответить на три вопроса:
1. Как вы понимаете эту пословицу?
2. Возможно ли избежать ошибок в жизни?
3. Что хуже: безделье или ошибка?
Далее представители пятой группы высказывают свое мнение о том, что совершившего ошибку человека можно не только осуждать, но в некоторых случаях — даже уважать. Например, Буратино, который по глупости поверил коту Базилио и зарыл денежки на Поле Чудес. Его подтолкнула к неверным действиям не жадность, а желание купить папе Карло новую куртку. Свою версию ответа на пятый вопрос учащиеся представляют в форме интервью с Буратино.
В заключение классный руководитель задает учащимся вопрос: «Достоин ли уважения тот человек, который совершает ошибочные действия, но признает свои ошибки?» Школьники приходят к выводу, что для признания ошибки требуется мужество, что такой шаг могут сделать люди с сильным характером, а поэтому они достойны уважения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий