ШПАРГАЛКА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
ПРИЗНАКИ ИМПУЛЬСИВНОСТИ (АНКЕТА)
Импульсивный ребенокПРИЗНАКИ ИМПУЛЬСИВНОСТИ (АНКЕТА)
1. всегда быстро находит ответ, когда его о чем-то спрашивают (возможно, и неверный)
2. у него часто меняется настроение.
3. многие вещи его раздражают, выводят из себя.
4. ему нравится работа, которую можно делать быстро.
5. обидчив, но не злопамятен.
6. часто чувствуется, что ему все надоело.
7. быстро, не колеблясь, принимает решения.8. может резко отказаться от еды, которую не любит.
9. нередко отвлекается на занятиях.
10. когда кто-то из ребят на него кричит, он кричит в ответ.
11. обычно уверен, что справится с любым заданием.
12. может нагрубить родителям, учителю.
13. временами кажется, что он переполнен энергией.
14. это человек действия, рассуждать не умеет и не любит.
15. требует к себе внимания, не хочет ждать.
16. в играх не подчиняется общим правилам.
17. горячится во время разговора, часто повышает голос.
18. легко забывает поручения взрослых, увлекается игрой.
19. любит организовывать и предводительствовать.
20. похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других.
Для получения объективных данных необходимо, чтобы 2-3 взрослых человека, хорошо знающих ребенка, оценили уровень его импульсивности с помощью данной анкеты. Затем суммировать все баллы во всех исследованиях и найти средний балл. Результат 15-20 баллов свидетельствует о высокой импульсивности, 7-14 – о средней, 1-6 – о низкой.
ПРАВИЛА РАБОТЫ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ
· Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.· Уменьшить рабочую нагрузку ребенку.
· Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
· Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
· Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
· Посадить ребенка во время занятий рядом со взрослым.
· Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
· Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
· Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
· Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
· Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
· Предоставлять ребенку право выбора.
· Оставаться спокойным. Нет хладнокровия, нет преимущества!
ПРИЗНАКИ АГРЕСИВНОСТИ
КРИТЕРИИ АГРЕСИВНОСТИ У РЕБЕНКА (АНКЕТА)
1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.КРИТЕРИИ АГРЕСИВНОСТИ У РЕБЕНКА (АНКЕТА)
2. он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
3. когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
4. иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
5. бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
6. иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
7. он не прочь подразнить животных.
8. переспорить его трудно.
9. очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
10. иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
11. в ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.
12. часто не по возрасту ворчлив.
13. воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
14. любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
15. неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.
16. легко ссорится, вступает в драку.
17. старается общаться с младшими и физически более слабыми.
18. у него нередки приступы мрачной раздражительности.
19. не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
20. уверен, что любое задание выполнит лучше всех.
Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.
Высокая агрессивность – 15-20 баллов.
Средняя агрессивность – 7-14 баллов.
Низкая агрессивность – 1-6 баллов.
Следует помнить, дети ведут себя агрессивно потому, что не знают, как поступить иначе. Их поведенческий репертуар довольно скуден, и если предоставить им возможность выбора способов поведения, дети с удовольствием откликнутся на предложение, и наше общение станет более эффективным и приятным для обеих сторон. Работа учителя с этой категорией детей должна строиться в трех направлениях:
1. работа с гневом (обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева).
2. обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.
3. формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.
ПРАВИЛА РАБОТЫ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ
· Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.· Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
· Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.
· Наказания не должны унижать ребенка.
· Обучать приемлемым способам выражения гнева.
· Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.
· Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
· Развивать способность к эмпатии.
· Расширять поведенческий репертуар ребенка.
· Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.
· Учить брать ответственность на себя.
ТРЕВОЖНЫЙ РЕБЕНОК
Критерии определения тревожности у ребенка1. постоянное беспокойство
2. трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо
3. мышечное напряжение (например, в области лица, шеи)
4. раздражительность
5. нарушение сна
Опросник (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1992)
«ПРИЗНАКИ ТРЕВОЖНОСТИ»
Тревожный ребенок
· Не может долго работать, не уставая.
· Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
· Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
· Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
· Смущается чаще других.
· Часто говорит о напряженных ситуациях.
· Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
· Жалуется, что ему снятся страшные сны.
· Руки у него обычно холодные и влажные.
· У него нередко бывает расстройство стула.
· Сильно потеет, когда волнуется.
· Не обладает хорошим аппетитом.
· Спит беспокойно, засыпает с трудом.
· Пуглив, многое вызывает у него страх.
· Обычно беспокоен, легко расстраивается.
· Часто не может сдержать слезы.
· Плохо переносит ожидание.
· Не любит браться за новое дело.
· Не уверен в себе, в своих силах.
· Боится сталкиваться с трудностями.
Суммируйте количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности.
Высокая тревожность – 15-20 баллов.
Средняя – 7-14 баллов.
Низкая – 1-6 баллов.
ПРАВИЛА РАБОТЫ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ
· Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
· Не сравнивайте ребенка с окружающими.
· Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
· Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
· Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
· Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
· Не предъявляйте ребенку завышенных требований.
· Будьте последовательными в воспитании ребенка.
· Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.
· Используйте наказание лишь в крайних случаях.
· Не унижайте ребенка, наказывая его.
ЗАПОВЕДИ РОДИТЕЛЬСТВА
· еcли ребенок живет во вражде, он вырастет агрессивным· если ребенка постоянно высмеивать, он вырастет замкнутым
· если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины
· если ребенок растет в терпимости, он учится почитать других
· если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей
· если ребенка подбадривать, он учится верить в себя
· если ребенка хвалить, он учится быть благодарным
· если ребенка поддерживать, он учится ценить себя
· если ребёнка часто позорят – он учится осуждать.
· если ребёнку часто демонстрируют враждебность – он учится быть робким.
· если ребёнка часто высмеивают – он учится быть робким.
· если ребёнка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым.
· если к ребёнку часто относятся снисходительно – он учится быть терпеливым.
· если ребёнка часто подбадривают – он учится уверенности в себе.
· если с ребёнком обычно честны – он учится справедливости.
· если ребёнок живёт с чувством безопасности – он учится доверять.
· если ребёнка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться.
· если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире
Памятка родителям от ребёнка (Мудрые мысли на каждый день)
· -Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что необязательно предоставлять мне всё, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.
- Не бойтесь быть твёрдым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить своё место.
-Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.
Не давайте обещаний, которых вы не можете исполнить; это ослабит мою веру в вас.
Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу». Я не имею это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.
Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыгрываюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
Не делайте для меня и за меня то, что я могу сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас
Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете мне всё спокойно с глазу на глаз.
Не пытайтесь обсуждать моё поведение в самый разгар конфликта. Мой слух притупляется в это время, и у меня остаётся мало желания сотрудничать с вами. Будет лучше, если мы поговорим об этом несколько позднее.
Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо, что такое плохо.
Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки — смертельный грех. Я должен учиться делать ошибки не ощущая при этом, что я ни на что не годен.
Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращусь в лжеца.
Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим. Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте.
Не обращайте слишком большого внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне столько внимания.
Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я вообще перестану задавать вам вопросы, и буду искать информацию на стороне.
Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это даёт мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.
Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.
Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться ещё больше. Покажите мне, что такое мужество.
Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без внимания и ободрения.
Относитесь ко мне так, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом.
И, кроме того, я вас так сильно люблю, пожалуйста, ответьте мне тем же.
Комментариев нет:
Отправить комментарий